Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Строительная отрасль Чувашии ускоряется с помощью цифровых технологий и мотороллера

Строительная отрасль Чувашии ускоряется с помощью цифровых технологий и мотороллера

Эксклюзивное интервью руководителя Минстроя республики Павла Данилова «Правде ПФО».

Накануне, 10 августа, в Чувашской государственной филармонии торжественно отмечался День строителя. Работников отрасли с наступающим праздником поздравил глава республики Олег Николаев. Он заявил, что в регионе реализуются крупные проекты, рекордными темпами растет жилищное строительство. Неслучайно республика вышла на передовые позиции в стране и ПФО по качеству городской среды. Олег Николаев отметил, что в отрасли широко применяются современные технологии и цифровые инструменты. Нестандартные подходы позволяют справляться с казалось бы неразрешимыми задачами. За три года количество обеспеченных жильем сирот увеличилось в 1,5 раза. В текущем году также планируется восстановить права обманутых дольщиков, в том числе предоставить компенсацию людям, пострадавшим от мошеннических схем еще в конце 90-х – начале 2000 годов. Особого внимания заслуживает разработка мастер-плана Чебоксарской агломерации совместно с ДОМ.РФ. Фактически впервые в стране несколько муниципалитетов будут объединены в одно пространство. Это позволит принимать единые градостроительные решения, обеспечить жителей всеми современными стандартами качества жизни. Некоторыми подробностями и проблемами, возникающими при осуществлении намеченных планов, с «Правдой ПФО» поделился вице-премьер – министр строительства, архитектуры и ЖКХ Павел Данилов.

– Павел Владимирович, День строителя – праздник вроде сугубо советский. Но, возможно, нынче он получил новое содержание?

– А мне не так-то просто ответить на этот вопрос, поскольку строителем стал относительно недавно в 2016 году. Именно тогда пришел в Минстрой РФ, где руководил проектной дирекцией. Понятно, что у праздника, учрежденного еще в 1956 году, есть своя история. Традиционно в этот день чествуются лучшие представители отрасли. Но сама по себе профессия, конечно, приобрела много новых черт. Например, сейчас сказать про человека, что он архитектор, это не сказать ничего. Есть архитекторы зданий и конструкций, общественных пространств, длинных линейных сооружений и т.д. И то же самое относится к другим специализациям.

Что касается непосредственно Минстроя Чувашии, то только с 1 января этого года нашему ведомству переданы функции организатора республиканской адресной инвестиционной программы. Сейчас в ее рамках (2023-25 гг.) возводится около 350 объектов на общую сумму 27 млрд. рублей. Ни одно другое министерство больше ничего не строит, они занимаются своим функционалом.

– Но в начале нашего разговора хотелось бы остановиться на объекте, где заказчиком выступает не Минстрой, а администрация города. Имеется в виду многострадальная школа в Садовом. Арбитражный суд разберется, кто там прав, кто виноват в срыве сроков строительства. А вы скажите, когда реально в ее стенах может прозвучать первый звонок?

– Хуже нет, когда приходится влезать в чужие дела. Казалось бы, город взялся за эту школу, вот пусть и доводит ее до конца. Но прежнее руководство Управления капстроительства и реконструкции категорически не желало брать ответственность на себя. Достаточно вспомнить коллизию с федеральной субсидией на 188 млн.

Честно признаюсь, это мне пришлось побегать по коридорам федерального правительства, чтобы приделать ноги к этой бумаге. В конце прошлого года привезли эти деньги, а из городской администрации звонят: мы эти средства не освоим. Я в шоке – вот письмо в правительство с просьбой выделить средства, вот экспертиза, вот положительное решение, а теперь вы от всего отказываетесь. Просто смелости в свое время у них не хватило признать, что сами не понимали, какая каша на стройке заварилась.

Теперь «ПМК «Медведевская», про которую ничего плохого не скажу. Нормальные ребята, но попали не в то время и не в то место. Они искренне полагали, что правительственное постановление 1315 о компенсации удорожания строительства возместит им реально все. Мы проанализировали их закупки по нескольким позициям и обнаружили ряд существенных приобретений на пике цены. А та позже заметно откатилась, но никакие компенсации выше средних значений не предусмотрены. Как следствие, появились косвенные признаки курса на предстоящее банкротство. Им, чтобы наверстать отставание, требовалось держать на стройке 150-300 человек, но фактически присутствовали около 40. А людям школа нужна, а не какие-то очередные оправдания.

После расторжения контракта с ПМК желающих идти в подрядчики не нашлось. По факту «Медведевская» получила аванс на 1 млрд 70 млн, а принято у нее работ на 680 млн. Разрыв образуется из-за разности в ценах на конструкции и материалы, о которой я уже говорил, а также большого количества брака, который актируется для арбитражного суда.

Пришлось в добровольно-принудительном порядке предложить миссию подрядчика Ипотечной корпорации, которой деваться некуда, она на 98% принадлежит государству. Задача – сдать школу до конца года, чтобы дети пошли учиться. «Дорэкс» и «Зеленстрой» сейчас ведут внешнее благоустройство, до 1 октября закроем тепловой контур. И постепенно подтягиваем отделочников, которые высвобождаются с других объектов.

– А какие работы проводятся сейчас в старом Доме правительства, состоится ли его возрождение?

– Этот объект стал одним из первых заданий, порученных мне после моего возвращения в Чувашию. Желательно было найти схему привлечения инвестиционных денег. К тому времени существовал буквально фантастический проект реконструкции на 1,6 млрд по тем деньгам со стеклянными лифтами. Пригласили потенциальных инвесторов. Один из них, крупнейший арендодатель в Чебоксарах проявил интерес, но при условии продажи здания. Рассматривался вариант передачи части площадей педагогическому университету, чтобы за федеральные деньги провести капремонт и т.п.

Собирали несколько раз мнения жителей, но в результате остановились на том, что здесь могут располагаться только органы государственной власти. Что важно отметить, за прошедшее с момента переезда правительства в «стекляшку» время в здании никто палец о палец не ударил, по фундаменту и стенам пошли трещины. И наше правительство рисковало войти в историю тем «достижением», что именно при нас рухнул этот памятник архитектуры.

На текущий момент только противоаварийных работ выполнено примерно на 430 млн. Планируем в ноябре начать внутреннюю отделку, в будущем году взяться за фасад здания. Надеемся на завершение реконструкции в 2025 году. Но держим в уме очень строгую охранную грамоту для объектов культурного наследия. Там очень широкие коридоры, которые нельзя сужать. То есть, площадей для кабинетов не так уж и много. Профильная экспертиза еще предстоит.

По размещению органов власти ничего сказать не могу, но давайте вспомним, что в прошлом здание называлось Дом советов. Поэтому будет логичным переезд сюда Государственного совета, общественных приемных наших представителей в Федеральном Собрании и т.п.

– А что с отелем на заливе, который назывался то «Сувар», то «Одис», то еще как-то. Уже лет 15 его никак не сдадут в эксплуатацию.

– Совсем недавно разговаривал с его собственником. Первый этап собирается сдать в будущем году, а в 2025-ом – полностью завершить все работы. Деньги есть, мог бы и раньше, но не хватает отделочников.

– Судя по всему, эта специальность является одной из главных кадровых проблем отрасли?

– Ну да, и не только в нашей республике. Каждый год стали планировать капремонт школ на 1,7 млрд, но отделочников под него не хватает.

– Но надо заметить, что при том же капремонте школ чаще всего звучат сетования на низкое качество проектов. Зачастую до смешного доходит – забывают в документацию внести окна, кровлю.

– Да, проблема носит системный характер. Серьезный урон был понесен с утратой «Чувашгражданпроектом» государственного статуса. Вместо него появились фирмы и фирмочки, нарушилась преемственность поколений. Придется при службе единого заказчика создавать если не институт, то мощную проектную группу.

 – Есть еще очень болезненная тема – рост цен на жилье. Стоимость квадратного метра в Чебоксарах доходит до астрономических 200 тысяч и выше. Ну почему так дорого, может, квартиры скупают богатые москвичи и северяне?

– Цена жилья как раз объяснима. Первая причина – государство поддерживает достаточно высокий спрос. Довольно много покупаем для многодетных, сирот, расселяем «аварийку». Вторая причина – земли в Чебоксарах не так много, практически весь градостроительный потенциал по факту сосредоточен у 5-6 застройщиков. Не хочу говорить о сговоре, но они научились играть синхронно как в оркестре. Опытные люди прекрасно понимают, что при значительном росте объемов строительства цены упадут. Поэтому предпочитают действовать умеренно. Надо бы привести мощного конкурента, но земли-то нет. А он придет только под проект на 350-500 тысяч квадратных метров. В этом случае готов даже оставить региону свой панельный завод. Но идти некуда. Квадратный метр стоит столько, за сколько его покупают.

– А что с отелем на заливе, который назывался то «Сувар», то «Одис», то еще как-то. Уже лет 15 его никак не сдадут в эксплуатацию.

– Совсем недавно разговаривал с его собственником. Первый этап собирается сдать в будущем году, а в 2025-ом – полностью завершить все работы. Деньги есть, мог бы и раньше, но не хватает отделочников.

– Судя по всему, эта специальность является одной из главных кадровых проблем отрасли?

– Ну да, и не только в нашей республике. Каждый год стали планировать капремонт школ на 1,7 млрд, но отделочников под него не хватает.

– Но надо заметить, что при том же капремонте школ чаще всего звучат сетования на низкое качество проектов. Зачастую до смешного доходит – забывают в документацию внести окна, кровлю.

– Да, проблема носит системный характер. Серьезный урон был понесен с утратой «Чувашгражданпроектом» государственного статуса. Вместо него появились фирмы и фирмочки, нарушилась преемственность поколений. Придется при службе единого заказчика создавать если не институт, то мощную проектную группу.

 – Есть еще очень болезненная тема – рост цен на жилье. Стоимость квадратного метра в Чебоксарах доходит до астрономических 200 тысяч и выше. Ну почему так дорого, может, квартиры скупают богатые москвичи и северяне?

– Цена жилья как раз объяснима. Первая причина – государство поддерживает достаточно высокий спрос. Довольно много покупаем для многодетных, сирот, расселяем «аварийку». Вторая причина – земли в Чебоксарах не так много, практически весь градостроительный потенциал по факту сосредоточен у 5-6 застройщиков. Не хочу говорить о сговоре, но они научились играть синхронно как в оркестре. Опытные люди прекрасно понимают, что при значительном росте объемов строительства цены упадут. Поэтому предпочитают действовать умеренно. Надо бы привести мощного конкурента, но земли-то нет. А он придет только под проект на 350-500 тысяч квадратных метров. В этом случае готов даже оставить региону свой панельный завод. Но идти некуда. Квадратный метр стоит столько, за сколько его покупают.

– И что, у людей без высоких доходов нет никакой надежды обрести крышу над головой?

– Напомню, что в Чувашии принят закон, согласно которому власти могут передавать земельные участки в аренду без торгов в случае, если застройщик безвозмездно передает 10 процентов построенного жилья на формирование государственного или муниципального жилищного фонда для социальных нужд. Существуют различные виды государственной поддержки при ипотечном кредитовании. Ими, начиная с 2021 года, воспользовались порядка 740 семей.

И еще выскажу крамольную мысль – далеко не всегда надо обзаводиться собственным жильем, порой можно пожить и на съеме. А в республике рынок арендного жилья пока практически отсутствует. Могу сослаться на собственный опыт: полгода искал в одном из районов Чебоксар съемную квартиру для своей семьи с тремя детьми. Нужен был именно этот микрорайон со школой в шаговой доступности.

– Заключительный вопрос на засыпку – как вы относитесь к предложению пересадить всех чиновников на отечественные автомобили?

– Для меня эта тема не носит судьбоносного характера, поскольку с работы и на работу предпочитаю ездить на своем мотороллере. Могу себе позволить переодеться в кабинете и за руль. Осуществляю таким образом детскую мечту.



Правда ПФО
01 сентября 2023
16:40
Поделиться